20 июля — День празднования обретения мощей преподобного Герасима Болдинского, основателя Вяземского Иоанно-Предтеченского монастыря

Слово митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора в день празднования обретения мощей преподобного Герасима Болдинского

 

Свято-Троицкий Болдин мужской монастырь, 20 июля 2025 г.

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

 

Дорогие братья и сестры! Сегодня, когда Святая Церковь отмечает событие, которое произошло в 2001 году, когда по благословению митрополита Кирилла, ныне Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, архимандрит Антоний с братией обрёл мощи преподобного Герасима Болдинского чудотворца, мы с вами слышим евангельское чтение об исцелении расслабленного в Капернауме (см. Мф 9, 1-8). Когда друзья, беспокоясь о ближнем своём, молитвенно пожелали, чтобы Господь исцелил его, а Господь, видя сердца человеческие, желающие доброго ближнему, исполняет это.

 

И мы с вами обращаем внимание на множество событий, которые запечатлело Евангелие в отношении исцеления людей. А сколько таких прикосновений ко Господу нашему Иисусу Христу и вместе с тем, и исцелений, не смогло запечатлеть Евангелие: ведь многотысячной толпой народ Божий всегда теснил Господа? И ученики даже раздражались на это, но Господь пришёл спасти всякого человека, поэтому Он во множестве исцелял, воскрешал, изгонял болезни и духов злобы из природы человеческой. Всё это, безусловно, является основанием нашему почитанию святых мощей угодников Божиих. Мы с вами знаем из Деяний апостольских, когда даже от платка, который был на главе апостола Петра, исцелялись люди, от тени его. С самых древних времён, ещё библейских, ветхозаветных, Господь постановил, чтобы народ почитал честные останки, кости, которые мы называем святыми мощами. И в Новом Завете продолжилось по воле Божией это почитание святых останков, тем более, когда Сам Бог стал человеком, соединив неразлучно и нераздельно человеческую природу со Своим Божиим естеством в Личности Бога Сына. И, конечно же, сошествие благодати Святого Духа на апостолов и действие этой благодати открыто через мужей апостольских и последующих епископов, священнослужителей, мучеников, исповедников Церкви, это открытое действие благодати Святого Духа через людей, следующих за Христом, что неотвратимо для нас с вами является основанием к тому, чтобы мы относились не только к личности святого, но даже и к его человеческой природе с благоговением. Так же как и святой апостол Павел заповедует нам, говоря о том, что «разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы» (1 Кор. 3, 16-17).

Поэтому не только души наши, но и телеса наши предназначены к прославлению Божию. Именно поэтому через древних святых отцов и постановления соборные с самых первых христианских времён, Святая Церковь настаивает и обращается к каждому из нас с тем, чтобы мы благоговейно относились не только к душе нашей, но и к телу нашему. Именно поэтому так важно достигать целомудрия в христианском подвиге, так важно, чтобы не только нравственная, но и телесная чистота всегда сопровождала нас на пути следования ко Христу. Так важны все детали, которые сопровождают жизнь не только нашей души, но и нашего тела, поэтому и так много перечислений согрешений предлагают в чине покаяния святые отцы. Они усматривали в этом ту кропотливую, важную, предметную работу, которую человек должен иметь над своей душой, над своим телом, ведь для Бога важно, чтобы и тело человеческое получало обожение, как оно просветлялось в древних святых отцах.

Буквально вчера мы с вами праздновали память преподобного Сисоя, ученика преподобного Антония Великого Египетского. Ученики не могли видеть лицо лежащего на смертном одре преподобного Сисоя, поскольку оно сияло нетварным Божественным светом. Человеку неподготовленному и непросвещённому духовно трудно смотреть на этот Божий свет, который совсем не похож на свет солнечный, тварный. Так и преподобный Сергий Радонежский и преподобный Герасим Болдинский, который является прапраправнуком духовным через преподобного Даниила Переяславского с преподобным Сергием, игуменом Радонежским. И он, наставляя перед самой кончиной своих учеников, собравшихся здесь, в Свято-Троицком Болдином монастыре, лицом своим ясно сиял благодатью Святого Духа. И ученики видели во всём этом действие Божией благодати в жизни преподобного Герасима. И по кончине его, после торжественного погребения, ученики не сомневались в том, что наступит время, когда по воле Божией преподобный Герасим предстанет перед последующими поколениями монахов и мирян в виде честных мощей.

Поэтому эта воля Божия исполнилась. И пусть эта кончина произошла в середине XVI века, а мощи обретены были аж в XXI веке. Так бывает в жизни, ведь для Бога нет никакого времени, для Него, так же, как и для нас с вами предназначена вечность. И мы с вами, совершая наше спасение, стоя на пути духовного делания, живём не во времени, а в вечности, ведь бытие Церкви – это есть бытие вечности. Находясь на богослужении мы с вами сердцем нашим чувствуем это, мы прикасаемся к этой вечности, слыша сами песнопения, видя действия священнослужителей, имея возможность прикосновения и к святым иконам. А мы ведь, в соответствии с формулировками Вселенского седьмого собора кланяемся не доскам. Почитая образы святых угодников Божиих, на них изображенных, мы, по слову преподобного Иоанна Дамаскина, автора «Точного изложения православной веры» и одного из святых отцов Вселенского седьмого собора, покланяемся тем образам, которые изображены на них, духовно и мысленно возносясь к Богу и точно осознавая, что эти великие угодники Божии, Сам Господь, Царица Небесная, пребывают на Небе. А небо рядом с вами, со всеми нами. И поскольку они пребывают на Небе, их лик, их образ запечатлён на святых иконах. Сами мощи святых угодников Божиих для нас с вами чрезвычайно духовно, нравственно назидательны. Об этом говорит профессор Евгений Евстигнеевич Голубинский, профессор Московской духовной академии ещё в XIX веке, и ему вторит мученик профессор Иоанн Попов, который является смолянином, нашим земляком и мучеником XX века в годы лихолетий после Октябрьской революции. Он, будучи профессором Московской духовной академии, видя, как после 1917 года большевики, поддерживаемые некой частью народа, со всей неистовостью разоряют мощи святых угодников Божиих, находящихся в храмах и святых монастырях, пишет работу «О почитании святых мощей». Он обращается к древним ветхозаветным традициям и указывает на те основания новозаветные, современные, к тому, чтобы каждый из нас почитал святых угодников через поклонение и лобызания их честных мощей.

Всё это действительно чрезвычайно духовно, назидательно для нас. Поскольку духовно, мысленно обращаясь к святым угодникам Божиим, мы имеем возможность лобызать и прикасаться к их святым останкам, которые при жизни их были сосудом благодати Божией. Поэтому и во многих тропарях и молитвословиях святым угодникам, пребывающих святыми мощами, прямо так и говорится в тексте, что хотя и духом он и восшёл ко Престолу Божию, но оставил свои честные мощи для нашего поклонения и нашего спасения. И в отношении преподобного Герасима и его ближайшего ученика преподобного Аркадия, мы с вами, также почитая этих великих русских угодников Божиих, поклоняемся их честным мощам. Мы верим, что через это обращение, через наше телесное соприкосновение с этими святыми останками угодников Божиих, мы бываем слышимы ими. И мы преклоняем милость Божию к нам, поскольку сердце наше бывает горячее ко Господу, и мысли, и чувства наши преисполнены смирения перед Богом и перед подвигами и трудами этих великих угодников Божиих.

Сегодня, в день, когда мы отмечаем дату обретения святых мощей преподобного Герасима Болдинского, будем истово, со всей сердечностью, со всем смирением, послушанием Богу, обращаясь к ним, лобызать их святые мощи. Будем созносить молитвы о том, чтобы они, святцы Божии, могли бы умолить Господа преклонить милость Свою к нам, грешным, чтобы их молитвами, их предстательством у Престола Божия, Господь бы укрепил Церковь нашу, даровал бы духовенству и монашествующим страх Божий, дал бы ревность служения Святой Церкви. И вам бы, дорогие миряне, их молитвами, этих великих угодников Божиих, Господь указал бы верный путь ко спасению, путь к послушанию и молитве, к целомудрию.

И пусть молитвами преподобного Герасима Болдинского, память которого мы сегодня отмечаем, Господь, Пресвятая Троица, Царица Небесная наша, Заступница и Хранительница наша, помогут каждому из нас в нашем спасении. А мы бы их молитвами могли бы достигать Царствия Небесного.

Аминь.

https://смоленскаямитрополия.рф/news/sluzhenie-arkhipastyrya/slovo-mitropolita-isidora-v-den-prazdnovaniya-obreteniya-moshchey-prepodobnogo-gerasima-boldinskogo/

Просмотрено (5)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *