ВОЗРОЖДЕНИЕ МОНАСТЫРЯ ПОСЛЕ СМУТЫ

Начало XVII века стало для России временем тяжелейших испытаний, известным как Смутное время. Период безвластия, гражданских войн и иностранных интервенций не обошел стороной и духовные обители страны.

 

Предтеченский монастырь, расположенный на вяземской земле, неоднократно подвергался разграблению и разорению, что поставило под угрозу его существование. Однако, с восшествием на престол царя Михаила Федоровича, основоположника династии Романовых, начался долгий, но неизбежный путь к возрождению.

 

Война на вяземской земле продолжалась и после установления новой власти, что не позволяло обители быстро восстановиться. Лишь после заключения Деулинского перемирия с Польшей в 1618 году, когда Вязьма торжественно встречала возвращавшегося из плена митрополита Ростовского Филарета (Федора Никитича Романова), ставшего впоследствии Патриархом Московским и всея Руси, появилась надежда на стабилизацию.

 

В разоренный Предтечев монастырь был назначен игумен Даниил, при котором было четырнадцать монахов братии. Осознавая тяжелое положение обители, игумен Даниил в 1621 году обратился за помощью к царю. Решение Михаила Федоровича было милостивым: монастырю были пожалованы вотчины взамен отнятых во времена польского владычества, а также подтверждены прежние права, дарованные обители Борисом Годуновым. Эти меры стали первым шагом к восстановлению монастырского хозяйства и его былого величия.

 

XVII столетие ознаменовалось значительным строительством на территории монастыря. Был возведен величественный трехшатровый храм во имя Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии. Общепринятой датой постройки храма считаются 1635-1638 годы. Однако, более глубокое изучение архивных источников и архитектурных особенностей самого храма позволяет сегодня с большой долей вероятности предположить, что его возведение пришлось на более позднее время – 1650-1670-е годы. Этот храм стал ярким и совершенным образцом развитой фазы русского узорочья и завершающей стадии стиля, характерного для эпохи Алексея Михайловича.

 

Важным событием стало возведение в сан архимандрита первого из настоятелей монастыря – Пахомия. Это произошло «по общему согласию братии и при значительном содействии жителей Подмонастырской слободы». В 1650 году при нем над монастырскими вратами вместо деревянного был возведен теплый каменный храм во имя Вознесения Господня, который служил также общей трапезной для братии.

 

В 1676 году братией был избран настоятелем игумен Питирим, впоследствии ставший епископом и Святителем Тамбовским. Его богоугодная жизнь стала образцом для других иноков, а под его мудрым руководством Предтеченская обитель достигла духовного расцвета.

 

Период с 1686 по 1704 годы ознаменовался настоятельством архимандритов Феодосия и Варсанофия, продолжавших дело своих предшественников.

 

К началу XVIII века вокруг монастыря сформировался особый приход, состоящий из 204 дворов – Подмонастырская слобода. В это время, по приказу царя Петра I, всем монастырям было предписано оказывать приют раненым воинам и неспособным к работе мирянам. В Предтечевом монастыре была устроена больничная палата с отдельным помещением для высших чинов. Иноки с усердием прислуживали больным и раненым, готовили им пищу и делали все возможное для обеспечения их спокойной и комфортной жизни.

 

Эта благотворительная деятельность не осталась незамеченной. Правительство, в знак признательности за заботу о нуждающихся, наделило обитель новыми вотчинами. Кроме того, многие из выздоравливающих, особенно те, кто не имел наследников, завещали монастырю свое движимое и недвижимое имущество. Приток новых средств позволил еще больше украсить обитель, укрепить ее хозяйство и расширить возможности для дальнейшей духовной и благотворительной деятельности.

 

Таким образом, Предтечев монастырь, пережив тяжелые испытания Смутного времени, не только возродился, но и достиг значительного расцвета, став важным духовным и общественным центром на вяземской земле.

 

ОТ КРУТИЦКОЙ СЕМИНАРИИ ДО ВЯЗЕМСКОГО ДУХОВНОГО УЧИЛИЩА

Просмотрено (7)