ДЕНЬ ПАМЯТИ МАКАРИЯ (ГНЕВУШЕВА), ЕПИСКОПА ВЯЗЕМСКОГО

4 сентября по новому стилю Русская Православная Церковь чтит память священномученика Макария (Гневушева), епископа Вяземского. Его жизнь, оборвавшаяся в трагические годы революции и гражданской войны, стала ярким свидетельством непоколебимой веры и безграничной любви к Богу и ближнему.

Священномученик Макарий (в миру Михаил Васильевич Гневушев) родился в 1858 году в селе Репьевка Ардатовского уезда Симбирской губернии в семье священника. Окончил Симбирскую духовную семинарию и Киевскую духовную академию. В 1890 году был назначен преподавателем Киевской духовной семинарии, занимался активной миссионерской работой. Принимал деятельное участие в право-монархическом движении в Киеве. Овдовев, в 1908 году будущий исповедник был пострижен в монашество, рукоположен во иеромонаха и назначен настоятелем Московского Высокопетровского монастыря с возведением в сан архимандрита.

 

Активно участвовал в монархическом движении в Москве. В 1909 году стал настоятелем в ставропигиальном Московском Новоспасском монастыре. Архимандрит Макарий приложил много трудов для духовно-нравственного возрастания богомольцев и иноков этой обители. По его мысли, лишь общий подъем иноческой жизни может естественно привести к появлению старчества там, где его еще нет, и к укреплению его там, где оно существует.

 

В 1914 году отец Макарий был хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии. В мае-июне 1916 года владыка возглавил крестный ход из Нижнего Новгорода в Саровскую пустынь. От города Арзамаса до Саровской пустыни и обратно (более 100 километров) он прошел пешком в полном архиерейском облачении, несмотря на проливные дожди, произнося в каждом селе проповеди. В 1917 году епископ Макарий был назначен епископом Орловским и Севским.

 

Летом 1917 года епископ Макарий был назначен настоятелем Вяземского Иоанно-Предтечева монастыря в городе Вязьме Смоленской губернии

 

 

Немногим больше года пришлось пожить епископу Макарию в Вязьме. Но в памяти народной он сохранился на долгое время. При монастыре владыка организовал братство во имя Рождества Христова, в состав которого входили более 1000 жителей города; создал прекрасный монастырский хор; проповеди владыки собирали в стенах монастыря тысячи людей не только из города, но и из окрестных мест.

 

В постановлении Святейшего Патриарха и Священного Синода № 645 об открытии в Смоленской епархии кафедры викарного епископа от 30 июля/12 августа 1918 года, читаем: «Святейший Патриарх и Священный Синод слушали: представление Преосвященного Смоленского от 4 июля с. г. за № 109 с ходатайством об учреждении в Смоленской епархии кафедры викарного епископа с наименованием его Вяземским и с назначением на эту кафедру епископа, бывшего Орловского Макария, состоящего ныне управляющим на правах настоятеля, Вяземским Свято-Предтечевым монастырем. 

 

В ночь на 23 августа 1918 года епископа Макария арестовали по обвинению в «организации белогвардейского восстания». Архипастырь мужественно переносил глумления и побои. В защиту епископа в органы местной власти поступали прошения с многочисленными подписями граждан. Несмотря на это, священномученик Христов был осужден за «контрреволюционную и антисоветскую деятельность» и приговорен к расстрелу.

 

14 апреля 1993 года прокурором Смоленской области утверждено заключение о реабилитации Гневушева Михаила-Макария Васильевича, (по церковным данным епископ Макарий). Из заключения о реабилитации: «По постановлению Чрезвычайной комиссии Западной области от 4 сентября 1918 года расстрелян. Сведений об исполнении Постановления комиссии в деле нет. Мотивы применения к Гневушеву высшей меры наказания не указаны в Постановлении Чрезвычайной комиссии. Из материалов же дела усматривается, гр. Гневушев репрессирован за контрреволюционную агитацию, выразившуюся в несогласии его с Декретом Советской власти об отделении церкви от государства, а также с действиями местных властей о закрытии монастыря и изъятии церковного имущества. В защиту Гневушева, как епископа поступали в органы местной власти прошения с многочисленными подписями граждан, а 22 августа 1918 года по этому же поводу был организован звон колоколов Монастырской церкви. …Между тем, религиозные убеждения Гневушева, его несогласие с действиями Советской власти против церкви и монастырей необоснованно квалифицированы как государственное преступление».

 

В августе 2000 года на Юбилейном Архиерейском соборе Русской Православной Церкви епископ Макарий причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

 

Священномучениче отче Макарие, моли Бога о нас.

Тропарь, глас 5

Сеятелю слова Божия,/ священномучениче Макарие достославне,/ во граде Киеве добре потрудился еси, / и во обителех Московских иноческому житию поревновал еси./ Отонудуже к  святительскому служению призван,/ паству твою во обстояниих горьких упаствил еси,/ и, во дни гонений мужески Христа проповедав,/ мученический венец восприял еси./ Моли Милостиваго Бога// о чтущих святую память твою.

Кондак, глас 6

Восхвалим, вернии,/ дивнаго священномученика Макария,/ Евангелия проповедника,/ и преданий отеческих учителя./ Той бо у рва смертнаго соузники своя благослови/ и о мучителех моляшеся,/ и ныне, Царю царствующих предстоя,// молит спастися душам нашим.

 

Просмотрено (19)