
Мужской Иоановский монастырь.
Въезд в монастырь и надвратная Вознесенская церковь. Почтовая открытка начала XX века
Начало XX века стало для многих духовных обителей временем непростых испытаний. Вяземский Иоанно-Предтеченский монастырь не стал исключением. Период с 1909 по 1930 годы ознаменовался для него трагическими событиями с последующим закрытием и разорением.
5 декабря 1909 года из-за неисправности дымовых труб в духовном училище вспыхнул пожар, который нанес существенный ущерб. Огонь не пощадил богослужебный зал и помещение 1-го класса. Однако уже в следующем, 1910 году, здание было отремонтировано.
В 1912 году обитель посетил известный русский архитектор-реставратор П. Д. Барановский. Его глубокие исследования и собранные материалы оказались бесценными. Именно на основе его трудов были проведены масштабные восстановительные работы, которые развернулись в период с 1960 по 1980 годы на территории монастыря.

Архимандрит Макарий (Гневушев) во время крестного хода, будучи настоятелем Московского Новоспасского монастыря
Период с 1910 по 1917 годы прошел под духовным руководством архимандрита Дионисия. После его ухода, летом 1917 года, настоятелем монастыря стал бывший епископ Орловский и Севский Макарий (Гневушев). Его правление ознаменовалось важными событиями: возобновились регулярные богослужения, а также был воссоздан церковный хор, что способствовало духовному оживлению обители.
Однако, дальнейшая судьба владыки Макария оказалась трагичной. 12 августа 1918 года он был назначен епископом Вяземским, викарием Смоленской епархии. Всего через несколько недель, 4 сентября 1918 года, епископ Макарий был расстрелян по обвинению в контрреволюционном заговоре. Это стало ярким примером жестоких репрессий, которым подвергались представители духовенства в те годы. Спустя десятилетия, в 1993 году, владыка Макарий был реабилитирован, а в 2000 году причислен к лику святых новомучеников и исповедников российских, что стало признанием его мученической кончины и духовного подвига.
В 1918 году монастырь был официально закрыт. Однако, храмы продолжали функционировать как приходские, сохраняя свою духовную роль для верующих. Но уже в марте 1930 года наступил окончательный удар. Решением исполкома горсовета храмы были отобраны у верующих, договоры на аренду расторгнуты. Последовало безжалостное разграбление и уничтожение церковного имущества. С храмов были сняты кресты и главы, символизирующие их святость, а колокола, звучавшие веками, были вывезены на металлолом. Все здания монастыря были переданы спичечной фабрике, что стало символом полного забвения его духовного значения и превращения в объект промышленного назначения.
История монастыря – это печальное напоминание о трагических страницах российской истории, о гонениях на веру и о разрушении духовных ценностей.
ВОЗРОЖДЕНИЕ ИЗ ПЕПЛА ВОЙНЫ И ЗАБВЕНИЯ
Просмотрено (2)