В самом сердце древней Вязьмы, среди тихих улочек и вековых стен, возвышается храм, чья красота и история способны заворожить любого. Это храм в честь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии, в народе ласково называемый просто Одигитрия – «Путеводительница» с греческого. Построенный в стенах Иоанно-Предтеченского монастыря, он является одним из немногих сохранившихся в России трехшатровых храмов – архитектурного чуда, которое до сих пор вызывает восхищение.
Традиционно время постройки Одигитрии относили к 1635-1638 годам. Однако великий архитектор и реставратор, Петр Дмитриевич Барановский, чье имя золотыми буквами вписано в историю русского зодчества, имел иное мнение. Основатель музея в Коломенском, создатель Музея имени Андрея Рублёва в Андрониковом монастыре и спаситель храма Василия Блаженного от неминуемого разрушения, Барановский считал, что храм был возведен позже, после 1654 года. Эта дата имеет особое значение, ведь именно тогда патриарх Никон наложил запрет на строительство шатровых храмов.
Церковь Одигитрии – это настоящий кладезь декоративных форм и средств, вобравший в себя практически все известные раннему периоду узорочья элементы. Кажется, будто на ее фасадах зодчие демонстрировали отличное знание современных им архитектурных украшений. Фасады четверика разделены сдвоенными полуколонками, снабженными базами и капителями, на небольшие гладкие прясла, сверху отсекаемые от горки кокошников широким выделенным антаблементом. Членения антаблемента в русском прочтении – это архитрав в виде гладкой полочки в обрамлении полувалов, фриз, состоящий из ширинок с каплеобразными нишками, и сильно вынесенный карниз, сформированный несколькими профилями различных сечений.
Декорация верха здания, дробная, многорядная, насыщенная мелкими деталями, демонстрирует, пожалуй, наивысшее достижение узорочья в умении сокрыть архитектурную плоскость. Здесь каждая форма множится и повторяется бессчетное количество раз. Трехрядная горка некрупных килевидных кокошников «в перебежку» дополняется венцами еще более мелких кокошников в основании трех восьмигранных барабанов. Сами горки повторяются в завершении обоих приделов, где их венчают миниатюрные глухие главки на тонких барабанчиках.
Декорация трех основных барабанов и завершающих их острых шатров устроена по типу конструктора: стандартные детали сочленяются друг с другом, образуя различные конфигурации. Все детали происходят из декорации памятников 1640–1650-х гг., адаптировавших каталог маньеристических форм первых московско-кремлевских зданий. Но в вяземском храме заметна усиленная тенденция дробления и умножения форм: кокошники уменьшаются в размерах и их становится больше на каждом фасаде (не 4, как ранее, а 7 по длинной стороне четверика), увеличивается количество прясел на продольных стенах, а также измельчаются детали, украшающие верх здания. Подобные процессы свойственны более позднему этапу развития узорочья, что косвенно подтверждает гипотезу Барановского о более поздней дате постройки.
Петр Дмитриевич Барановский был неразрывно связан с Одигитрией. Еще в 1912 году он провел тщательные обмеры и исследования этого уникального памятника. Но истинная его страсть к вяземскому храму проявилась в 1960-е годы. Владимир Чивилихин, вспоминая одну из поездок с Барановским в Вязьму, описывает торжественный момент их прибытия к Одигитрии: «Мы подъехали к большой старинной церкви, одетой почерневшими лесами. – Одигитрия! – произнес он торжественно и многозначительно, как будто одного этого слова было достаточно, чтобы понять все без комментариев. – Пошли?». Несмотря на свой почтенный возраст, Барановский, словно птица, взлетал на строительные леса, за что его и прозвали человеком «с птичьим сердцем».
Характеристика, которую Барановский давал Одигитрии, поражает своей глубиной и восхищением. Со слов Владимира Виноградова, он отмечал: «И основной кирпич особый – длина тридцать сантиметров, ширина шестнадцать, толщина восемь с половиной. Детали же кладки – шестнадцати различных размеров и конфигураций! – прошли специальную формовку и обжиг, то есть вся эта игрушка без единого отеса. А тут еще – видите? – все перемежает мячковский белый камень. По изяществу и мастерству каменных работ Одигитрия превосходит даже Василия Блаженного…». Эти слова подчеркивают не только уникальность строительных материалов и технологий, но и высочайший уровень мастерства, достигнутый в XVII веке.
Барановский не только восхищался Одигитрией, но и активно боролся за ее сохранение. В своих письмах он делился планами и достижениями. Так, в 1963 году он писал Андрею Федоровичу Палашенкову в Омск: «В Вязьме удалось организовать покрытие трехшатровой церкви Ивановского монастыря, а в будущем строит. сезоне надеемся подкрепить аварийные конструкции нижней части здания. Вообще, принимаем меры к тому, чтобы этот, лучший из сохранившихся памятников Смоленск. области вывести на дорогу…». Его усилия привели к тому, что в 1960-1980-х годах была проведена консервация, а затем и реставрация церкви. В начале 1960-х гг. была восстановлена кровля храма Одигитрии и только в 1976 г. под руководством прораба А. И. Степочкина, продолжена реставрация монастыря.
Реставрация храма Одигитрии проводилась в 1976-1989, 1991-1994, 1999-2000 годах. Первое Богослужение в храме было совершено 10 августа 1994 года.
Одигитрия – это не просто архитектурный памятник, это живая история, запечатленная в камне. Она пережила смутные времена, видела взлеты и падения, была свидетелем радостей и скорбей. В советское время, как и многие другие храмы, Одигитрия была закрыта и подверглась разорению. В ее стенах располагались склады и мастерские, а уникальные фрески были закрашены. Лишь благодаря усилиям реставраторов, в том числе и Петра Дмитриевича Барановского, удалось сохранить этот шедевр русского зодчества от полного разрушения.
Петр Дмитриевич Барановский ушел из жизни в 1984 году, но его наследие живет. В 2017 году на здании церкви была установлена памятная доска в честь великого реставратора, увековечившая его вклад в сохранение этого уникального памятника.
Сегодня храм Одигитрии вновь открыт для верующих. Его отреставрированные стены сияют белизной, а золотые купола сверкают на солнце. Внутри храма царит атмосфера умиротворения и благодати. Сюда приходят люди, чтобы помолиться перед чудотворной иконой Смоленской Божией Матери, попросить помощи и заступничества.
Посещение храма Одигитрии – это не просто экскурсия, это погружение в историю, прикосновение к духовным корням. Это возможность увидеть своими глазами уникальный памятник архитектуры, который является гордостью Вязьмы и всей России. Это путешествие в прошлое, которое помогает лучше понять настоящее и заглянуть в будущее. Одигитрия, «Путеводительница», продолжает указывать путь к вере, надежде и любви, ведя нас сквозь века. Она – символ стойкости, красоты и духовной силы русского народа. И пока стоит этот храм, будет жива память о прошлом и надежда на будущее.
Источники:
Вдовиченко М.В. Церковь Одигитрии в Вязьме. В журн. «Проект-классика», № 11, 2004
Петрова Ю. В. Человек с птичьим сердцем… (К 125-летию со дня рождения П. Д. Барановского), Сайт наследия П. Д. Барановского
Просмотрено (4)