«Бе же на месте сем прежде корчемником, блудником прибежище и разбойником, и прочим играм бесовским, душегубство, убийство и кровопролитие» (II, 7). В лесу, окаймлявшем берега реки Бебри, с давних пор был притон воров, разбойников и всякого рода буянов. В конце 1535 года благочестивый старец Преподобный Герасим с учеником Симеоном поставил здесь келью. Прожив на месте этом 7 лет, собрав вокруг себя благочестивых людей, Преподобный Герасим в начале 1542 года отправляется в Москву, где испрашивает благословение и грамоту у митрополита Макария на построение церкви и позволение у царя Иоанна IV на основание обители. Отметим, что митрополит Макарий был пострижеником Пафнутьева-Боровского монастыря, как и духовный наставник Преподобного Герасима — Даниил Переяславский, к этому времени уже отошедший ко Господу (7(20) апреля 1540 года).
Уже в 1542 году трудами монастырской братии и боголюбивых поселян Преподобный Герасим построил деревянный храм клетского типа с трапезной и келарской во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. С тех пор обитель по имени престольного храма называется Предтечевой, по городу — Вяземской. Позднее Преподобный Герасим начал строительство в монастыре храма во имя Вознесения Господня.
Пробыв около семи лет в Вязьме, устроив монастырь и поставив по благословению митрополита Макария, игуменом своего ученика Симеона, Преподобный возвратился в Болдинскую обитель, где и скончался в 1554 году.
В первые годы игуменства Симеона в обители было более 30 человек братии. Заботился игумен Симеон более всего о духовной жизни братии, многие из насельников монастыря впоследствии сами основали новые монастыри в Смоленском крае и других землях.
Постепенно монастырь рос и приобретал известность. В 1566 году Вяземскую обитель посещал царь Иоанн IV Грозный. В конце XVI века благотворительные вклады в монастырь делал Борис Годунов, имевший в Вязьме свой дом и в ее окрестностях земельные угодья. В 1598 году во время поездки в Смоленск для осмотра строящейся там крепости Борис Годунов останавливался в Вязьме и посещал собор и монастырь. В 1598 году он пожаловал обители пахотные и сенокосные земли в пригороде и в Вязьме: «…рыбные ловли на реке Вязьме, 10 лавок в разных местах нижнего острога (крепости), обширный дом в верхнем остроге, близ соборной церкви». Монастырь имел также много «…служек, крестьян и даточников».
Щедро жертвовали в обитель и вязьмичи, занимавшиеся торговлей и различными ремеслами. Когда Вязьму и ее окрестности посетил голод в 1602 году, обитель «открыла приют и житницы для голодающих и спасла многих от смерти».
В начале XVII века в «смутное время» монастырь неоднократно подвергался разграблению и разорению.
По восшествии на престол царя Михаила Федоровича, основоположника династии Романовых, война на вяземской земле еще продолжалась, поэтому обитель не могла возродиться сразу. После заключения Деулинского перемирия с Польшей в 1618 году Вязьма торжественно встречала возвращавшегося из плена митрополита Ростовского Филарета (Федора Никитича Романова), который через несколько дней был поставлен в Патриарха Московского и всея Руси.
В разоренный Предтечев монастырь был поставлен игуменом Даниил, при котором было 14 человек братии. Игумен Даниил обратился в 1621 году к царю за помощью. По решению царя Михаила Федоровича, обители были пожалованы вотчины взамен отнятых во времена польского владычества и подтверждены прежние права, данные монастырю Борисом Годуновым.
В XVII столетии на территории монастыря возводится соборный трехшатровый храм во имя Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии. Общепринятой датой постройки храма считаются 1635-1638 гг. Однако, изучение архивных источников и архитектурных особенностей храма сегодня позволяет весьма аргументированно предполагать, что храм Одигитрии, представляющий собой яркий и совершенный образец развитой фазы русского узорочья и завершающей стадии стиля Алексея Михайловича был возведен в более позднее время – 1650-70-е гг.
Первым из настоятелей монастыря возведенным в сан архимандрита стал Пахомий — «по общему согласию братии и при значительном содействии жителей Подмонастырской слободы». В 1650 году при нем поставлен над монастырскими вратами вместо деревянного теплый каменный храм во имя Вознесения Господня с общей трапезной для братии.
В 1676 году настоятелем обители был избран братией игумен Питирим, впоследствии епископ, Святитель Тамбовский. Богоугодная жизнь святого Питирима была образцом для других иноков обители. Под руководством мудрого наставника Предтеченская обитель достигла духовного расцвета. В период с 1686-го по 1704 годы настоятелями обители были архимандриты Феодосий и Варсанофий. К началу XVIII века образовался особый приход из 204 дворов — Подмонастырская слобода. По приказу царя Петра I всем монастырям давать приют раненым воинам и неспособным к работе мирянам в обители была устроена больничная палата, с отдельным помещением для высших чинов.
Иноки прислуживали, готовили пищу и делали все для спокойной жизни больных и раненых.
Благодаря такой благотворительной деятельности правительство наделило обитель новыми вотчинами, и сами больные, особенно бездетные, завещали монастырю свое движимое и недвижимое имущество. Приток новых средств позволил еще больше украсить обитель.
По высочайшему указу императрицы Анны Иоанновны от 10 мая 1739 года, преосвященный Леонид, архиепископ Сарский и Подонский, учредил в монастыре Крутицкую семинарию. Настоятелем в это время был архимандрит Макарий. Семинария просуществовала при монастыре 5 лет. 21 июня 1744 года последовал именной указ императрицы Елизаветы Петровны с повелением «Вяземскую семинарию перевести в Москву в Покровский монастырь и именовать впредь Крутицкой». В обители с этого времени устроено училище для детей духовенства. Много пастырей церкви и тружеников земли русской получили в стенах Вяземского духовного училища первоначальное образование и воспитание. В разное время в Вяземском духовном училище обучались преподобный Макарий Алтайский, святой праведный Алексий Южинский, епископы Иларион (Юшенов), Арсений (Брянцев) и Иоасаф (Лелюхин), писатель и богослов М.А. Соколов, основоположник научного почвоведения В. В. Докучаев и др.
В 1750 году на средства архимандрита Венедикта (Коптева) был выстроен каменный храм в честь иконы Знамения Божией Матери с приделом во имя Николая Чудотворца.
В Отечественную войну 1812 года Вяземская обитель претерпела такое же страшное опустошение, как и при нашествии поляков. Многие здания были сожжены и разрушены. Ризница с хранящимися в ней царскими грамотами, библиотека с древними книгами и документами, утварь, иконы были уничтожены или разграблены. От богатой обители после ухода неприятеля остались одни обгорелые стены. Разорение было настолько велико, что до начала 30-х годов XIX века обитель не могла оправиться.
С трудом братия исправила Никольский, а затем Вознесенский храмы. Соборная же церковь Одигитрии стояла в развалинах до 1832 года, когда назначенный настоятелем архимандрит Вениамин на пожертвования прихожан и купцов за несколько лет восстановил ее, и в 1837 году этот храм был освящен.
При архимандрите Вениамине были возобновлены настоятельские и братские кельи.
По благоустройству монастыря много и плодотворно потрудился архимандрит Назарий, умерший в 1890 году. При нем поставлен каменный двухэтажный гостиничный корпус, на Духовской улице — две каменные лавки для торговли, часовня, исправлена ограда.
В 1909 году 5 декабря из-за неисправности дымовых труб в духовном училище произошел пожар, в котором пострадали богослужебный зал и помещение 1-го класса, но уже в 1910 году здание было отстроено.
В 1912 году в монастыре были проведены исследования известным русским архитектором-реставратором П. Д. Барановским, материалы которого легли в основу восстановительных работ в 1960-1980 годы.
С 1910 по 1917 гг. настоятелем монастыря был архимандрит Дионисий. С лета 1917 г. монастырем на правах настоятеля управлял бывший епископ Орловский и Севский Макарий (Гневушев), при котором в обители возобновились регулярные службы и был воссоздан церковный хор. 12 августа 1918 г. Макарий был назначен епископом Вяземским, викарием Смоленской епархии. 4 сентября 1918 г. обвиненный в контрреволюционном заговоре епископ был расстрелян. В 1993 г. владыка Макарий был реабилитирован, а в 2000 г. причислен к лику святых новомучеников и исповедников российских.
Монастырь был закрыт в 1918 г., но храмы оставались действующими в качестве приходских. В марте 1930 года решением исполкома горсовета храмы были отобраны у верующих, договора на аренду расторгнуты, имущество разграблено и уничтожено. С храмов сняты кресты и главы. Колокола вывезены на металлолом. Все здания переданы спичечной фабрике.
В Великую Отечественную войну в ходе боев за Вязьму сильно пострадали все постройки обители. В 1946 г. трапезная храма Одигитрии была передана городскому архиву, а зимний Знаменский (Никольский) храм по постановлению местных властей был разобран «как не представляющий художественной ценности». В начале 1960-х гг. была восстановлена кровля храма Одигитрии и только в 1976 году к Олимпиаде-80 вяземским участком реставрации, под руководством прораба А. И. Степочкина, по проекту архитектора Д. С. Соколова, начата реставрация монастыря. До 1989 года отреставрированы фасады храмов Божией Матери Одигитрии и Вознесения Господня, палаты казначея с хозяйственными постройками, воссозданы часть ограды и первый этаж гостиницы, проведены раскопки фундаментов настоятельского и поварского корпусов.
В конце 1980-х годов верующие и интеллигенция города неоднократно обращались к церковным и светским властям всех уровней с предложением восстановить Иоанно-Предтечев монастырь. Были собраны тысячи подписей вязьмичей с просьбой открыть в городе мужской монастырь на его историческом месте, проводился специальный опрос жителей через местную газету, но только после перемены политики государства по отношению к церкви, верующим были возвращены храмы монастыря – 26 мая 1989 года. В июне 1990 года последовало решение Синода Русской Православной Церкви об открытии Вяземского Иоанно-Предтеченского монастыря, а 28 июля этого же года назначен настоятель, им стал игумен Аркадий. Первый, после семидесяти лет забвения, настоятель обители положил много трудов на восстановление монастыря.
11 августа 1991 года, на второй день празднования иконы во имя Смоленской Божией Матери — Одигитрии митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл совершил освящение монастырского Вознесенского храма. В 1993-1994 годах проведены работы по реставрации Вознесенского храма, отремонтированы казначейские и 4 братские кельи. Поставлен второй этаж гостиницы, срублена баня и жилой дом-просфорная, заведено подсобное хозяйство. 3 мая 1993 года монастырь посетил святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В Вознесенском храме монастыря им был совершен краткий молебен и передана в дар обители икона Спаса Нерукотворного. Предстоятель церкви посадил молодой дуб за алтарем церкви Одигитрии.
В августе 1995 года по предложению митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла Синодом РПЦ монастырь переведен в разряд женского. Первыми насельницами женского Иоанно–Предтеченского монастыря были 6 послушниц во главе со старшей сестрой монахиней Людмилой.
24 мая 1996 года настоятельницей монастыря назначена монахиня Лаврентия. Вознося молитвы к Господу и святым покровителям обители, матушка с сестрами находят силы и средства для возрождения этого святого дома Господня.
Чтобы достроить сестринский корпус (бывшую гостиницу), сестры разбирали разрушенные здания, и кирпич шел на постройку его внутренних стен. К 4 ноября 1998 года, ко дню празднования иконы Казанской Божией Матери, строительство было завершено, и корпус был освящен митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом.
С весны 1999 года начались работы по восстановлению «жемчужины» монастыря – церкви в честь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии.
Трехшатровая каменная церковь Одигитрии – выдающийся памятник русского зодчества, созданный неизвестными нам московскими мастерами высокого класса в XVII столетии. Сегодня в России сохраняются три храма с тремя каменными шатрами, поставленными в один ряд: Успенская Дивная в Угличе, Рождества Богородицы в Путинках в Москве и наша вяземская Одигитрия. Выдающийся реставратор Петр Дмитриевич Барановский считал, что по изяществу и мастерству каменных работ Одигитрия превосходит даже храм Василия Блаженного в Москве. Оригинальность Одигитрии заключена в изысканной устремленности вверх стоящих на горке кокошников трех стройных шатров, обильно декорированных элементами кирпичного узорочья и увенчанных главками. В фасадах широко применены лекальный кирпич, белый камень, зеленые (муравленые) поливные изразцы; детали кладки имеют шестнадцать различных размеров и конфигураций; в сводах храма сохранились голосники. Историк архитектуры Марина Вдовиченко пишет: «Цельный, оригинальный архитектурный образ, созданный в вяземском храме Одигитрии, никогда не был повторен. Его пропорциональный строй с исключительно гармоничным соотношением четверика, приделов, горки кокошников и шатров и запоминающимся силуэтом остается уникальным явлением <…> Эта церковь, возведенная в крохотном, разоренном войной бедном провинциальном монастыре, оказывается чуть ли не самым блестящим шатровым памятником столичной архитектуры времени царя Алексея Михайловича».
30 ноября 2003 года освящена колокольная звонница. Колокола были отлиты на пожертвования благотворителей обители в уральском городе Усть-Каменске. Это событие привлекло к себе внимание жителей города и очень обрадовало сестер и прихожан.
Одним из важных событий в жизни обители и города Вязьмы явилось принесение частиц мощей Преподобного Герасима Болдинского и Святителя Питирима, епископа Тамбовского, которое произошло 15 мая 2004 года. Участники торжества встретили мощи великих святых смоленской земли на трассе Москва-Минск, у памятника воинам-освободителям города от фашистских захватчиков. Отсюда крестный ход с пением пасхальных песнопений направился в Вяземский Иоанно-Предтеченский монастырь.
Ковчежец с мощами и икона святых Герасима и Питирима были установлены у входа в Одигитриевский храм монастыря, где состоялась главная часть празднества.
Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл возглавил божественную литургию, в которой приняли участие также епископ Майкопский и Адыгейский Пантелеимон, викарий Смоленской епархии епископ Балтийский Серафим, епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий, духовенство Смоленской епархии, прибывшее на праздник. Участниками торжества стали сотни паломников из разных районов Смоленской области и Вяземского района, общественные деятели, предприниматели, представители силовых структур и учреждений культуры. Обратившись к собравшимся с архипастырским словом, митрополит Кирилл назвал особой заслугой Преподобного Герасима и Святителя Питирима Тамбовского то, что их деятельность привела к возрождению не только духовной, но и политической, и социальной жизни в тех землях, где они совершали свои труды. «Они должны стать не только духовной опорой и поддержкой возрождающейся ныне церковной жизни на Смоленской земле, но и зримым примером того, как личное спасение соделывается одновременно с общественно значимой деятельностью на пользу всех», – подчеркнул владыка. После праздничного богослужения все желающие могли прикоснуться к святыням.
6 июня 2009 г. епископом Смоленским и Вяземским Феофилактом был освящен северный придел храма Одигитрии во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи.
6 июня 2010 г. Иоанно-Предтечев монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, передавший в дар обители икону Божией Матери «Владимирская». Во время визита Святейшего Патриарха в Вязьму настоятельница обители матушка Лаврентия была возведена в сан игумении, став первой игуменией на смоленской земле.
В канун празднования дня Святой Троицы 2 июня 2012 г. после всенощного бдения епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон совершил освящение установленного во дворе монастыря перед храмом скульптурного образа основателя обители преподобного Герасима Болдинского.
6 октября 2012 г. в монастыре состоялось долгожданное событие – освящение главного престола храма Одигитрии. Чин освящения храма совершил епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон. На богослужении присутствовали клирики Смоленской епархии, настоятельницы и сестры женских монастырей епархии, представители светских властей, а также многочисленные паломники из Москвы, Смоленска, других городов России и республики Беларусь.
В день Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна 7 июля 2014 г. епископ Смоленский и Вяземский Исидор освятил южный придел храма Одигитрии, посвященный святому праведному Симеону Богоприимцу.
Освящением придела Симеона Богоприимца была завершена реставрация храма Одигитрии.
Молитвами Божией Матери, Иоанна Крестителя и святых Преподобного Герасима Болдинского и Святителя Питирима, епископа Тамбовского, жизнь Иоанно-Предтеченской обители продолжается. Для того чтобы воссоздать прошлое величие и красоту храма, еще нужно приложить много сил, усердия, молитв.
Много преград, и трудностей приходится преодолевать настоятельнице и сестрам монастыря. Выполнены наружная и внутренняя реставрация храма Одигитрии. Подведено отопление, благоустраивается территория. Постоянно ведутся текущие ремонты и благоукрашение остальных построек монастыря, в том числе надвратной церкви Вознесения Господня.
Несмотря на все трудности по строительству и улаживанию быта, возрождается духовная жизнь монастыря. Службы в монастыре совершаются ежедневно. Сестринское правило состоит из утренних и вечерних молитв, полунощницы, акафистов, чтения Евангелия, жития и поучений святых отцов. Повседневная жизнь сестер проходит в молитве и труде на послушаниях в церкви, в трапезной, на просфорне… В монастыре работает швейная мастерская, где сестры занимаются рукоделием. При монастыре есть также подсобное хозяйство: коровы, кролики, куры, огород, фруктовый сад, монастырский двор украшают цветочные клумбы.
С 2013 года силами Иоанно-Предтеченского монастыря близ села Исаково Вяземского района благоустраивается святой источник во имя святителя Николая Чудотворца, устроена купель. В самом Исакове находится домашняя церковь монастыря, также освященная во имя святителя Николая Чудотворца.
В монастыре действует воскресная детская школа и женский клуб, монастырь участвует в проводимом ежегодно в Смоленске фестивале-конкурсе постных блюд.
Иоанно-Предтечев монастырь всегда оказывал посильную помощь нуждающимся. Многие годы монастырь принимал деятельное участие в жизни детского приюта г. Вязьмы «Дом милосердия». Сегодня монастырь продолжает традицию благотворительности, оказывая поддержку малообеспеченным и многодетным семьям, а также заключенным.
В настоящее время в монастыре проживают и несут послушание 18 насельниц. Сестры с большой любовью и заботой принимают многочисленных паломников. Неотъемлемой частью монастырской жизни являются также паломнические поездки по святым местам, в том числе и на Святую Землю. Монашеская жизнь вновь загорелась ревностью и трудами. И важной задачей остается возрождение былого духовного состояния обители.
ПОЛНЫЙ СПИСОК НАСТОЯТЕЛЕЙ МОНАСТЫРЯ
ПРЕПОДОБНЫЙ ГЕРАСИМ БОЛДИНСКИЙ И ВЯЗЕМСКИЙ — ОСНОВАТЕЛЬ, С 1536 ПО 1542 ГОД
СИМЕОН 1542-1576 НИЛ 1616-1621 ГЕРМАН 1621-1624 ДАНИИЛ 1624-1630 ГУРИЙ 1630-1638 АФАНАСИЙ 1639-1645 ФЕОДОСИЙ С 02.1644 САВВАТИЙ 1645-1648 АРХИМАНДРИТЫ: ПАХОМИЙ 1648-1651 СЕРАПИОН 1651-1653 АНТОНИЙ 1653-1654 ИОСИФ 1654-1655 ЕФРОСИН 1656-1671 ТИХОН 1671-1672 ФЕОДОСИЙ 1672-1689 ВАРСАНОФИЙ 1689-1704 ИОНА 1 1704-1736 ИОНА 2 1736-1739 МАКАРИЙ 1739-1749 |
ВЕНЕДИКТ 1750-1755 ИГУМЕН: ПОРФИРИЙ 1755-1756 АРХИМАНДРИТЫ: ОНУФРИЙ 1756-1758 ГАВРИИЛ 1758-1759 ИОАСАФ 1759-1778 МЕЛЕТИЙ 1796-1804 АППОЛОНИЙ 1804-1812 ИОАНН 1813-1820 АВГУСТ 1820-1828 ИОСАФ 1828-1833 ВЕНИАМИН 1833-1866 АГАПИЙ 1866- ИННОКЕНТИЙ КАЖДЫЙ ОКОЛО 2-Х ЛЕТ НАЗАРИЙ 1886-1890 МИТРОФАН 1890-? ВАЛЕРИАН ? ДИОНИСИЙ 1910-1917 |
Епископ Макарий являлся настоятелем монастыря 1917г. 4 сентября 1918 года расстрелян, обвинен в контрреволюционном заговоре. Причислен к лику Святых Новомучеников и исповедников Российских в 2000 г. Игумен Аркадий с июля 1990 г.
В августе 1995г. монастырь был переведен в разряд женского. Первыми насельницами женского монастыря были 6 послушниц во главе со старшей сестрой, монахиней Людмилой.
Ниже представлены некоторые моменты из жизни монастыря, которые уже стали историей
(1016)