Святитель Питирим, епископ Тамбовский

Святитель Питирим, епископ Тамбовский

Святитель Питирим, епископ Тамбовский

Святитель Питирим, епископ Тамбовский, в миру Прокопий, родился 27 февраля 1645 (или 1644) года в городе Вязьме. С юных лет Господь готовил Прокопия к высокому ду­ховному служению, которое ему предстояло выполнить. Еще в детстве его обучили гра­моте. Любимым занятием Прокопия было чтение святоотеческой литературы и житий святых. Это способствовало формированию духовного облика будущего святителя. Мальчик удивлял окружающих трудолюбием, обширными знаниями и зрелостью сужде­ний. Он был наделен художественным талантом, успешно занимался писанием икон и был глубоким знатоком церковного пения. Высокая духовная настроенность рано вы­вела Прокопия на путь иноческих подвигов. Решив всецело посвятить себя Богу, он по­ступил в Вяземскую Предтеченскую обитель, известную строгостью своего устава. На 21 году жизни он был пострижен в монашество с именем Питирим.

Своей подвижнической жизнью молодой инок заслужил уважение монастырской братии и был избран во игумена. В 1684 году его возвели в сан архимандрита. 15 февраля 1685 года Патриарх Иоаким (1674–1690) вызвал его в Москву и рукоположил во епи­скопа Тамбовского.

Созданная в 1682 году Тамбовская епархия страдала от крайней нищеты и грубой непросвещенности ее обитателей. Едва ли не большую часть населения составляли язычники: мордва, черемисы, мещера. На территории епархии проживало также много татар, ожесточенных противников христианства. Среди христиан, населявших епархию, насчитывалось много раскольников и беглых или ссыльных преступников.

Святитель горячо взялся за разрешение встававших перед ним задач. На месте ветхо­го деревянного храма в Тамбове он начал строить двухэтажный каменный кафедраль­ный собор в честь Преображения Господня с приделом во имя Святителя Николая. Святитель Питирим не только внимательно следил за постройкой храма, но даже сам участвовал в строительных работах. Большое внимание святитель уделял духовному просвещению. Он устроил для священнослужителей специальную школу, где под его ру­ководством воспитывались достойные пастыри Церкви. При архиерейском доме тру­дами святителя собиралась библиотека духовной литературы (в описи московского Успенского собора значатся «две книги Дионисия Ареопагита, оболочены кожами, од­на в красной, а другая в черной, по обрезу золочены», принадлежавшие святителю Пи­тириму). Святитель неустанно поучал свою паству, проповедуя Слово Божие. Он часто совершал поездки по епархии, чтобы иметь возможность на месте вникать в нужды об­щин.

Святой архипастырь постоянно заботился о примирении с Православной Церковью от­павших от нее раскольников, о присоединении к ней иноверцев. Глубокое благочестие, деятельное сострадание к ближним и мудрое терпение святителя в беседах с расколь­никами и иноверцами располагали их к полному доверию его словам. Личным приме­ром святой жизни и силой благодатного слова святитель многих привел к истинной ве­ре. Родная сестра святителя Екатерина стала первой настоятельницей основанного им в 1690 году Вознесенского женского монастыря.

Будучи дерзновенным молитвенником и ходатаем пред Богом, святитель Питирим нико­гда не забывал о христианском смирении. Не полагаясь на собственные человеческие силы, архипастырь осенил вверенный ему Богом город Тамбов иконами Спасителя и Казанской Божией Матери, поместив их на двух главных воротах.

Святитель Питирим много молился и учил молитве своих пасомых. Он ежедневно при­сутствовал на богослужении и часто сам совершал священнодействия. В тех же случа­ях, когда святитель не служил, он пел на клиросе, научая клириков правильному церков­ному пению и чтению. В своей келлии святитель особенно часто молился перед икона­ми Девпетерувской Божией Матери и Святителя Николая.

Святитель Питирим тонко ощущал красоту родной природы, которая возбуждала в нем чувство молитвенной благодарности к Творцу видимого мира. Любимым местом его прогулок и благочестивых размышлений был построенный в глухом лесу Трегуляев мо­настырь Иоанна Предтечи, основанный им вместе с духовным другом, святителем Митрофаном Воронежским (память 23 ноября и 7 августа). Святитель поставил боль­шой деревянный крест с изображением Спасителя.

Подобно великим подвижникам, святитель Питирим много времени уделял физическо­му труду, об этом свидетельствуют колодцы, выкопанные руками Святителя на месте своих молитвенных подвигов.

Преставился святитель Питирим в 1698 году в возрасте 53 лет.

Тело святителя было погребено в нижнем этаже Тамбовского Спасо-Преображенского собора, у южной стороны правого придела во имя святителя Николая. После блажен­ной кончины святителя Питирима его духовная связь с паствой не прервалась. Место его упокоения стало вскоре благоговейно почитаться. С каждым годом все более воз­растало число богомольцев, собиравшихся в день кончины святителя, 28 июля, на бо­гослужение в Тамбовский собор. Каждое новое знамение милости Божией, являемое по молитвам к святителю Питириму, внушало народу уверенность в том, что почитае­мый ими епископ – воистину избранник Божий. С 1819 года при соборе стала вестись запись засвидетельствованных у гроба благодатных проявлений; почитание святителя Питирима вышло далеко за пределы Тамбовской епархии. В 1914 году 28 июля святи­тель Питирим, епископ Тамбовский, был причислен к лику святых.

(246)